Выступление Н.М. Калмантаева

БАШОРЕН.ру

БАШОРЕН.ру

Выступление члена исполкома, доцента БашГУ МСОО ВКБ Н.М. Калмантаева на V Курултае башкир Оренбургской области 23 ноября 2013 г.

Башкиры — древнейшие жители Оренбургских степей. Письменные свидетельство о принадлежности этого региона башкирам мы находим у Ахмед Ибн – Фадлана. В 921 г. в составе посольства Багдадского халифа он проезжал через Оренбургские степи. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огуз–кипчаков, а затем, переправившись через р.Чаган, что на самом юго-западе Оренбургской области, посольство вступило «в страну из числа тюрок, называемого башкиры». Кстати, один из притоков р. Чаган сегодня называется Башкирка, а на этой речке есть населенный пункт под названием Башкировка.
После Октябрьской революции 1917 г. на месте бывшей Российской империи возникли союзные и автономные республики, автономные области и национальные округа.
После образования Башкирской республики подавляющая часть башкирского народа оказалась в пределах своего государственного образования, однако значительный процент башкирского населения осталось в составе других административных единиц. Все это порождало территориальные споры между субъектами РСФСР. Ожесточенные споры разгорелись вокруг тук-суранского кантона (центр д. Ахмерово).
Совещание ответ работников Ток – Суранского кантона 21 декабря 1922 г. и 10 февраля 1923 г., заседание представителей Баш ЦИК и кантона 20 февраля 1923 г. вынесли постановление о необходимости сохранения Ток – Суранского кантона в Башреспублике и присоединения к нему волостей, отделяющих его от Белебеевского кантона, а также Уранской и еще двух волостей, выделившихся из него по постановлению ВЦИК от 8 октября 1921 г.
Состоявшееся 7 августа 1923 г. заседание Президиума БашЦик одобрила необходимость сохранения существующих границ Зилаирского кантона на юге.
Важно отметить, что предполагаемые изменения проводились центром без опроса населения. Мнения башкирского населения было однозначно: мы хотим жить в Башкирской республике. Только в 1923 г. Ток – Суранский волисполком прислал приговоры 23-х обществ о нежелании перейти в Оренбургскую губернию, а в ноябре 1923 г. приговоры по еще 3-м обществам[1].
Драматическим событием 1924 года стал Декрет ВЦИК от 21 октября «О границах между Башкирской и Киргизской Автономными Социалистическими Советскими республиками». Согласно этому Декрету за Киргизской АССР сохранились Ток – Суранской кантон и Имангуловская волость.
В 1934 г., с образованием Оренбургской области, южная часть Зианчуринского района БАССР была включена в состав этой области. Тем самым практически большая часть башкирских деревень Усерганского кантона осталась за пределами республики. Надо учитывать, что с самого начала башкирского национального движения эти башкиры приняли самое активное участие в создании Автономной Башкирии. Следует, назвать фамилии видных деятелей национального движения: Ахмед Биишев из дер. Идельбаево — Председатель СНК БАССР, Сагит Мрясов и Аллаберды Ягафаров и другие.
Сегодня башкиры Оренбургской области представляют вторую по численности башкир, проживающих за пределами республики. По переписи 1959 г. в области проживало 22 484 башкир. Перепись населения 1959 г. учла 30 126 башкир. По данным переписи 1979 г. в Оренбургской области проживало 43 269 башкир. Пик численности башкир Оренбургской области приходится на перепись 1989 г. Башкир по итогам этой переписи 53 339 человек, что составляет 2,5 % населения области. По Всероссийской переписи 2002 г. в Оренбургской области проживает 52 685 башкир .
Надо отметить, что в РБ проживает 73%, а за пределами 27 % всех башкир России.
Итоги последних переписей показывают снижение численности башкирского населения в республиках и областях РФ. Незначительный рост населения отмечен лишь в Челябинской и Самарской областях.
В чем причина сокращения башкирского населения Оренбургской области. Одной из причин является отток населения. С распадом СССР произошло значительное ухудшение социально — экономического положения в районах проживания башкирского населения. Колхозы и совхозы, различные предприятия прекратили свое существование, население осталось без работы. В поисках работы и лучшей жизни многие, особенно молодежь, уехали из родных мест.
Во — вторых, прекратился естественный прирост населения.
В — третьих, происходит ассимиляция башкирского населения среды других народов области. В Оренбургской области выросло уже целое поколение людей, не знающих родного языка, они уже довольно легко переходят в другой этнос.
Как отмечают исследователь Тузбеков А.И., «языковую ситуацию в регионах характеризует, прежде всего, усиливающееся влияния русского и татарского языка и падение престижа башкирского». Он же пишет, «Согласно данным опроса, жители в возрасте от 35 до 60 лет называют башкирский язык родным языком своей национальности, население же в возрасте от 15 до 35 лет , хотя и называют башкирский язык языком своей национальности, но им практически не владеют»[2].
Социологические опросы показывают, что «только у 39,7% респондентов дети свободно говорят на родном языке, 6,1 % респондентов ответили, что их дети плохо владеют языком, 3,5 % — в той или иной мере понимают башкирскую речь, но разговорной речью не владеют и 19, 1 % заявили, что их дети абсолютно не владеют этим языком».[3] Сегодня в башкирских селах молодые родители стараются говорить со своими детьми по-русски. Корни этого явления уходят в 60- е годы XX века. Тогда в массовом порядке были закрыты башкирские школы. Мало того, на собраниях наших родителей постоянно ругали, что они со своими детьми дома разговаривают на башкирском языке. Я думаю, что многие родители были бы рады говорить со своими детьми по-русски, но сами этого языка плохо знали. Летом этого года один из членов районного курултая Красногвардейского района высказался, что сами родители были за закрытие башкирских школ. Это не так. Один только пример. Из нашего села Танесово (это село родина М.Бурангулова) Давлеткирей Бурангулов и мой отец написали тогда письмо в Министерство образования БАССР. Они надеялись, что Башкортостан заступится за них, что башкирские школы не будут в массовом порядке закрываться.
К сожалению, от соответствующих органов Башкортостана решение этого вопроса не зависело, они не стали вмешиваться в дела соседней области.
Сегодня, увы, все иначе. Летом этого года дважды приходилось беседовать с активом районного Курултая и руководством района. Тема одна. Башкирские школы закрываются, последний пример: перестал существовать школа имени Мухаметши Бурангулова. Закрытие школы инициировал один из руководителей района, уроженец этого села. Районный Курултай отмолчался. Нами было предложено, что если закрываете башкирские школы, то тогда вводите уроки башкирского языка в школах, куда эти дети поедут учиться. Родители, с которыми мы беседовали, были готовы написать заявления с просьбой о введение башкирского языка в Красногвардейской средней школе. Об этом мы сказали руководителям районного курултая. Курултай опять отмолчался. На собрании актива курултая на мое заявление о скором исчезновении носителей башкирского языка, была брошена реплика, что я не прав. Я же считаю, что пришло время громко говорить об этой проблеме. Сегодня еще не поздно, завтра будет поздно.
Для сохранения национальной самобытности следует предпринять следующие меры: областной администрации, областному курултаю башкир обратить внимание на проблему преподавания башкирского языка в местах компактного проживания башкирского населения, прекратить практику закрытия башкирских школ области. Их и так осталось несколько штук.
Департаменту культуры Оренбургской области совместно с Министерством культуры РБ следует продолжить работу по возрождению национальных обычаев и обрядов башкирского населения области. Областному курултаю, районным Курултаям следует решительно мобилизовать самих башкир на сохранения своего языка и культуры и, в целом, на сохранения башкир и народа на земле Оренбуржья, на своей родной земле. Наконец, пора понимать, что эти проблемы за вас никто не решит.
Интеллигенции, активистам башкирского движения следует самим создавать информационный фон: чаще выступать по радио, использовать интернет, прессу для пропаганды башкирского языка, культуры и обычаев народа.
Для консолидации народа надо использовать возможности мусульманской религии. Молодежь тянется к религии. Например, если мечеть в Плешаново строился по инициативе земляков – уфимцев, то мечети в Бахтиярово и Верхне –Ильясово строятся на средства молодых мусульман. Это отрадное явление.
Всемирному курултаю башкир следует организовать систематические коллективные выезды историков, философов, социологов, деятелей культуры и искусства в районы Оренбуржья для чтения лекций, проведения бесед, круглых столов и других мероприятий по этническим и демографическим проблемам.
Всемирному курултаю башкир, курултаю башкир Оренбургской области предпринять издание научно – популярных брошюр по истории, по этнографии, культуре оренбургских башкир.
Уважаемые делегаты Курултая, гости! Башкирское население Оренбургской области ждет от Вас реальных дел. Оставим в сторону споры, распри. Дружно возьмемся за работу, наверстаем упущенное. Среди нас много образованных, инициативных, энергичных людей. Пусть о нас другие скажут, наконец — то оренбургские башкиры заняли свое достойное место.

[1] ЦИА РБ д. 394. ок.5.Д.16.Л.59
[2] Тузбеков А.И. Башкиры Оренбуржья до и после определения границ между БАССР и Оренбургской областью// Национализм и национально – государственное устройство России: история и современная практика.Уфа,2008. С.229.
[3] Тузбеков А.И. Указ.соч. С.230.

http://kurultay-ufa.ru/2013/11/26/pora-poiskov-i-derzaniy.html

Нравится
30 ноября 2013