Как составлять шежере? Часть 2-ая

IMG_0303Традиция составление родословных у башкир уходит в глубь веков, знание своего шежере раньше являлось обязательным и каждый мужчина знал как минимум 7 колен, а многие знали по несколько десятков колен. Для лучшего запоминания, шежере составляли в стихотворном варианте, где также шло описание исторических событий, некоторые родословные записывали на листах бумаги, в советский период такое явление как шежере было интересно только историкам (большинство из них собраны и изданы), а в массовой культуре это считалось пережитком прошлого, а первые годы советского режима некоторым башкирам в целях собственного самосохранения сами уничтожали свои родословные, а также другую литературу. В последние годы у башкир сильно возрос интерес к своей генеалогии, истории рода и деревни. На основе архивных источников есть возможность составить свою родословную. Как это сделать написано в статье Раиса Кутушева. Кому составлять родословные по определенным причинам некогда или просто хочет доверить это дело профессиональным исследователям, можете обращаться нам rados2011@gmail.com. У нас большая коллекция архивных документов, большой опыт работы в архивах Уфы, Казани, Оренбурга, Самары и др. и большой опыт составления шежере.

Обеспеченность архивными источниками сейчас такова, что вполне позволяет составление родословия смешанного типа, где будут отражены данные о дочерях, женах, бабушках, то есть о всей женской половине семьи.
На сегодняшний день разработаны и применяются самые различные схемы изображения родословий. Тем не менее, наиболее преобладающей является форма в виде генеалогического древа. Существующие родословия имеют также два варианта изображения. Первый вариант, традиционный, сложившийся с давних времен, напоминает корни дерева: в верхней части листа располагается имя родоначальника, а потомки его — ниже. В другом варианте прямоугольник родоначальника располагается в нижней части, а его потомки занимают верхние ряды и изображение получает форму дерева. Принципиальных различий между этими вариантами родословий нет. Составитель родословия самостоятельно определяет форму изображения своего генеалогического дерева, исходя из того, как ему удобно и как ему нравится. Авторы придерживаются последнего варианта схемы начертания. Причем схема генеалогического древа составляется следующим образом: чем древнее поколение, тем оно ближе располагается к «корням» родословного древа, потомки же образуют обширную, постепенно разветвляющуюся «крону». Такая форма удобна при заполнении и, главное, позволяет при необходимости дополнять ее в любом направлении. Излагая методику нашей работы по составлению родословий, мы будем описывать «алгоритм» создания именно такой генеалогической схемы.
При работе с данными ревизских сказок следует иметь в виду, что сказкосоставители не всегда адекватно воспроизводили башкирские имена и довольно часто допускали их искажение. Например, башкирское имя Fабдулла могло быть записано как Габдулла, Абдулла, Габдул; Fәбделнасир — как Габделнасир, Габдулнасир, Абдулнасир, Абделнасир, Абдунасир; Һиҙиәтулла — как Гидиятулла, Идиятулла, Хидиятулла; Һибәтулла — как Гибадулла, Хибатулла, Ибатулла; Уйылдан — как Уелдан, Вильдан; Йомошбай — как Юмушбай, Юмужбай, Имишбай, Имужбай, Жумушбай, Жумужбай; Ямалитдин — как Емалитдин, Жамалитдин, Зямалитдин, Джамалитдин, Ямалетдин и т.д. Поэтому правильное написание имен, заключенных в ревизских сказках, приходится восстанавливать и воспроизводить путем сопоставления данных всех ревизских сказок, а также метрических книг.
Составление графического изображения родословного древа начинается с занесения имени родоначальника, которое устанавливается, как правило, по фамилии его сына, учтенного в ревизской сказке. При этом следует еще раз просмотреть сведения по всей деревне с целью выявления однофамильцев, так как семьи братьев в ревизской сказке не всегда записывались рядом. Так же следует изучить состав их семей: не зарегистрирован ли в нем дядя, то есть брат отца. В случае обнаружения такого фамилия дяди будет представлять имя родоначальника и родословие пополнится еще одним поколением.
Здесь же отметим, что год рождения по данным ревизских сказок определяется очень просто. Для этого вычитается от года ревизии возраст человека, указанный в графе «ныне на лицо, лета». Например, год ревизии 1811 — 55 (возраст) = 1756. Следовательно, этот человек родился в 1756 году.
Таким образом, установив имя родоначальника, вносите его в прямоугольник, нарисованный в центре нижней части листа. Заодно заметим, что прямо-угольники следует делать с таким расчетом, чтобы в них можно было записать имена, даты жизни как мужчины, так и его жены или жен, а также сведения о его социальном положении, в случае переезда семьи в другую деревню указать год и название населенного пункта по новому месту жительства.
Следующие прямоугольники в соответствии с количеством детей рисуются выше прямоугольника родоначальника и располагаются по горизонтали. При этом «ствол» генеалогического древа, составленный ранее, сохраняется и располагается в центре. Имена детей в прямоугольники можно внести в хронологическом порядке, то есть по годам рождения, делая исключение только для ваших прямых родственников, имена которых внесены в «ствол» древа. Этот порядок может быть нарушен в целях равномерного и пропорционального расположения сыновей родоначальника по сторонам «ствола». При этом имена сыновей и дочерей можно расположить поочередно. Все это делается для того, чтобы в генеалогическом древе освободить место для его развития по мужской линии. Прямоугольники, в которые занесены имена дочерей после выхода их замуж и внесения данных о муже, не могут получить дальнейшего продолжения без привлечения других источников. При этом исключение составляют дочери, которые были выданы замуж за односельчанина.
Иногда имена детей в родословии размещают по признаку — дети от первой жены, от второй, от третьей.
На основе выписок из ревизской сказки устанавливаете имена и даты жизни всех родственников родоначальника: братьев, сестер, жен, детей, внуков и других, — и вносите их в схему генеалогического древа. При этом имена соединяются между собой линиями по принципу прямого родства: отец — сын, дочь — внук, внучка — правнук, правнучка и т.д. Каждое новое поколение родственников располагается выше предыдущего. Те же самые действия выполняете и со сведениями последующих ревизских сказок.
Начиная с 1829 года данные ревизских сказок следует сверять с записями метрических книг. Изучая записи разделов «О родившихся», «О смерти», устанавливаете точные данные о рождении и смерти лиц, учтенных в ревизских сказках. А по материалам раздела «О бракосочетавшихся» определяете, за кого и в какую деревню были выданы замуж дочери ваших родственников. Все сведения, выявленные по метрическим книгам, вносятся в генеалогическое древо.
Напоминаем, что имена, фамилии и даты жизни предков пишутся в схеме родословия полностью, рядом обязательно указываются имена, фамилии и даты жизни их супругов. Если в материалах ревизских сказок или метрических книг обнаруживается указание на должность, которую занимал человек, то необходимо записать и ее, например светские должности: зауряд-хорунжий, сотник, есаул, урядник, юртовой старшина, помощник юртового старшины, деревенский начальник; духовные должности: мулла, указный имам, азанчи и т.д.
По данным ревизских сказок 1816 года можно установить имена башкир-воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года. Если в графе «выбыло», стоит запись «умер а врмии в 1812, 1813, 1814 гг.», то этот человек непременно должен быть включен в список башкир, мишарей, тептярей и др., принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.
Составив первую часть генеалогического древа, основанного на данных ревизских сказок, приступаете к изучению материалов метрических книг и сбору по ним сведений. Изучение, выявление и сбор генеалогической информации в материалах метрических книг определяет содержание третьего этапа работы над составлением родословного древа.
Приступая к выявлению данных, содержащихся в метрических книгах, необходимо знать некоторые приемы работы. Изучая материалы метрических книг, трудно с первого раза собрать все содержащиеся в них сведения. Обилие информации, большое количество имен и дат, необходимость проведения непрерывного анализа, сравнения и сопоставления выявленных сведений требуют большой концентрации внимания. В связи с этим, советуем при работе с метрическими книгами в первую очередь сосредоточить внимание на поиске сведений, относящихся к вашему родословному древу. Чтобы придать работе целенаправленный характер, следует использовать первую часть родословного древа, составленного по данным ревизских сказок. Также необходимо составить по данным последней ревизии посемейные списки, в которые вносите имена, даты рождений всех лиц, учтенных по этой ревизии. Желательно, чтобы сведения о каждой семье были отражены в отдельных листах. В посемейном списке имена следует записать по принципу: родители — дети — внуки, располагая их по отдельным графам. При изучении метрических книг схема родословного древа и посемейные списки всегда должны находиться под рукой.
Чтобы избежать ошибок, записи метрических книг необходимо просматривать дважды: сначала по восходящей линии от первой метрической книги до последней, а потом наоборот — от последней до первой.
Выявление необходимой информации проводится по трем разделам метрических книг. При изучении записей раздела «О родившихся» основными ориентирами служат имена отца и матери ребенка, именно по ним ведется поиск данных. В разделе «Об умерших» — имена и отчества умерших. В разделе «О бракосочетавшихся» отправным пунктом поиска данных является имя, отчество и возраст невесты, имена и отчества ее представителя и свидетелей. При этом следует иметь в виду, что в то время девушкам разрешалось вступать в брак с 16 лет, а парням — с 18.
Выявленные по метрическим книгам имена и даты вносите в посемейные списки, а в записях, откуда были взяты эти данные, делайте пометки карандашом.
Тогда в семьях рождалось много детей и также много умирало, но выписывать следует имена всех новорожденных, в том числе и умерших. Это позволит вести учет, а также, принимая во внимание обычаи того времени, по которым во многих семьях дети рождались от разных жен — устанавливать материнство. При окончательном составлении схемы родословного древа умерших во младенчестве детей можно будет исключить.
Таким образом, изучая записи метрических книг из года в год, выявленные в них сведения вносите в посемейные списки.
При работе с метрическими книгами неизбежно возникают определенные трудности. Это связано, прежде всего, с тем, что метрические книги в архивах сохранились не полностью. Особенно это относится к книгам за 60—70-е годы XIX века. С 1829 года и вплоть до 80-х годов XIX века в записях «О родившихся» указывались только имена родителей — отца и матери, а в записях «Об умерших» только имена, и уже значительно позже имя отца и матери стали вносить с отчествами.
Довольно часто в записях по одной деревне встречаются несколько человек под одним и тем же именем. В последнем случае следует выписывать из метрической книги на отдельном листе всех подряд с указанием их жен и детей, чтобы в дальнейшем по результатам сравнительно-сопоставительного анализа определить их родственные связи и установить тех, кто должен быть включен в генеалогическое древо.
Сведения, содержащиеся в записях «О бракосочетавшихся», помогут установить имена и годы рождений дочерей ваших родственников, за кого и в какую деревню они были выданы замуж, а также уточнить круг родственников, так как при регистрации браков представителями и свидетелями невесты выступали, как правило, самые близкие родственники.
В записях «О бракосочетавшихся» содержится большое количество родовых тамг, на основе которых фактически каждый человек может сегодня восстановить тамгу своего рода и личные тамги своих предков.
С конца 80-х годов XIX века в записях «О родившихся» стали указывать имена заявителей, то есть тех лиц, по заявлению которых в метрической книге была произведена запись о новорожденном. Однако эта форма записи не укоренилась и в 90-х годах была отменена.
Таким образом, изучая метрические книги по годам, вносите обнаруженные данные в посемейные списки. Дойдя до последней метрической книги, сохранившейся по вашей деревне, приступаете к проверке выписанных данных. Для чего просматриваете записи метрических книг в обратном порядке. После окончания вышеуказанной работы приступаете к выписке из метрических книг записей, относящихся к вашему родословному древу. Пометки, сделанные ранее при изучении записей, помогут ускорить эту работу. При выписке следует обязательно указать год метрической книги, название раздела, номера записей, имена, содержащиеся в них, а также исходные архивные данные каждой метрической книги.
Таким образом, создав основу для родословного древа по метрическим книгам, возвращаетесь к схеме, составленной по данным ревизских сказок. Продолжая ее, вносите туда все сведения, выявленные по записям метрических книг, и доводите родословное древо до начала ХХ века.
На последнем этапе работы недостающие звенья в генеалогическом древе восстанавливаются по данным подворных карточек Всероссийских сельскохозяйственных переписей 1917, 1920 и др. годов, а также по спискам учащихся школ и других источников, о которых мы написали в первой части нашей работы. Содержащиеся в них сведения помогут определить годы рождения, уточнить имена, установить фамилии лиц, отраженных в родословном древе. Непременно следует выписать данные этих архивных документов и включить их в приложение, прилагаемое к шежере.
Определенную сложность при составлении этой части родословных представляет то обстоятельство, что большинство населения России не имело постоянных или родовых фамилий. Они начали формироваться только на рубеже XIX—XX веков, а у некоторых еще позже, только в 20—30 гг. XX века. До этого времени имя отца записывалось фамилией сына, и так из поколения в поколение. Постоянные фамилии имели потомки дворян, князей и другой родовой знати, иногда духовенство. Относительно в массовом порядке родовые фамилии сохранились еще среди потомков рода Усерган — ныне население Зианчуринского, Хайбуллинского и части Зилаирского районов Республики Башкортостан.
В результате вышеизложенного явления на рубеже XIX—XX веков сформировались постоянные фамилии, которые образовывались от имени прадеда, деда, нередко даже от имени отца. Как следствие, потомки родоначальника, живущие сегодня, могут иметь разные фамилии. На основе метрических книг, подворных карточек и других источников прослеживается процесс образования фамилий близких и дальних родственников. Последнее должно быть обязательно отражено в генеалогическом древе путем указания имени, отчества и фамилии каждого. Это также поможет отразить и объединить в нем всех ныне живущих потомков родоначальника, а также установить весь круг родственников.
На этом этапе работы по составлению родословного древа («шежере») используются данные, выписанные из документов, хранящихся в семейном архиве, в архивном отделе, отделе ЗАГС администрации района. Его цель заключается в том, чтобы отразить в родословном древе всех лиц — родственников, начиная с 30-х годов XX века по сегодняшний день. Для этого, возможно, не будут достаточными сведения, содержащиеся в похозяйственных книгах и актовых записях, потому что сегодня многие жители деревень обосновались в городах, а некоторые оказались вне Башкортостана в самых разных регионах нашей огромной страны. Чтобы составить эту часть родословного древа, придется привлечь к работе и других родственников, запросить у них сведения, имеющиеся в их семейных архивах.
Этот этап мы условно можем назвать «этапом работы по составлению фамильных или семейных родословий». Родственники-однофамильцы могут помочь при сборе информации и воспроизведении их линии в родословном древе. Данные фамильных родословий переносятся в родословное древо. Таким образом, соединив все фамильные родословия в единое целое, получаете обширное родословное древо, содержащее сведения обо всех родственниках, берущих начало от одного общего родоначальника, включающие восемь и более поколений.
В этой части рекомендуем обязательно указать имена и даты жизни лиц, подвергнутых политическим репрессиям, погибших в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, удостоенных медали «За доблестный труд» тружеников тыла и др.
Созданное вами родословное древо будет рабочим вариантом. На его основе уже будут составлены полные семейные и фамильные родословия, а также можно будет составить художественно-оформленное генеалогическое древо. Следует также внимательно оформить приложение к родословному древу в виде выписок из архивных документов, сведения которых были использованы при составлении родословного древа. Оно подтвердит достоверность и научную обоснованность вашей работы.
[]
Разработка в каждом населенном пункте развернутых родословий или большинства родовых подразделений могла бы стать в дальнейшем основой для воссоздания генеалогического древа (шежере) всего рода.
Несколько слов о шежере, оставшихся от предков и об использовании их в составлении родословного древа. При составлении родословных не следует пренебрегать шежере, составленными вашими предками. Они могут содержать ценные и интересные сведения о соплеменниках, живших в XV—XVII вв., которые восполнить сегодня очень сложно. Для использования старых шежере следует сначала выяснить ряд вопросов, связанных с историей их составления, а также проверкой данных, содержащихся в них. Как известно, основная масса шежере, дошедших до наших дней, были записаны или составлены в период с середины XIX до 30-х годов XX веков. Многие из них представлены копиями. В основном они написаны арабскими буквами. Прежде чем использовать в своей работе, их следует досконально изучить. Во-первых, надо выяснить, кем, когда и для кого составлено данное шежере, жители какой деревни, рода в нем отражены, правильно ли переведены имена включенных в него лиц, во-вторых, необходимо сопоставлять данные, содержащиеся в шежере со сведениями из ревизских сказок, метрических книг и других исторических источников. При полном совпадении данных старое шежере можно принять за основу вашего родословного древа. В этом случае вам остается дополнить его недостающими именами, датами жизни и другими сведениями и довести его до наших дней.
В случае несоответствия данных или частичного их совпадения следует провести дополнительные исследования с целью их уточнения или опровержения. Если были выявлены сведения, подтверждающие или опровергающие информацию, заключенную в старом шежере, решается вопрос о его дальнейшем использовании при составлении родословного древа. Также рекомендуем сопоставлять родословные предков с вариантами шежере рода, опубликованными в разных литературно-исторических сборниках.
Видимо, не будет лишним сказать несколько слов о символике и об использовании ее при художественном оформлении родословных. Генеалогическое древо можно снабдить особыми родоплеменными символами, которые сложились в глубине веков. Для сведения предлагаем небольшую справку. Каждое башкирское племя имело свои, только ему присущие атрибуты: древо, птицу и оран (военный клич). Они появились на ранней стадии формирования структуры башкирского общества и его военно-политической организации под влиянием древних языческих верований. Символы отражали родовую принадлежность башкир и помогали им сохранить родовое единство, отличать своих сородичей от других.
Другим важным атрибутом башкирских родов были тамги. Фактически они появились одновременно с родовыми символами. Каждой род выработал ее определенное начертание. В отличие от птицы, древа и военного клича (орана), они были подвержены некоторым изменениям. Каждый род, даже каждый представитель рода мог внести в нее дополнительный элемент. Однако эти изменения не могли касаться главного — общего очертания тамги рода. Поэтому даже сегодня можно установить принадлежность этого знака определенному роду. Тамги находили самое широкое практическое применение в повседневной жизни башкир. Их ставили на документах вместо подписи, метили ими межевые столбы, ремесленные изделия, инвентарь, клеймили скот. Тамги всех башкирских родов в огромном количестве сохранились в метрических книгах и во многих архивных документах. Опираясь на них, фактически каждый человек может восстановить свою родовую, даже семейную тамгу и украсить ей свое родословное древо (шежере).
В таком же порядке следует провести экспертизу и проверку всех шежере, имеющихся и существующих сегодня. Сведения, содержащиеся в них, обязательно должны быть подтверждены и согласованы с архивными источниками.
Составленное по вышеуказанным рекомендациям родословное древо будет основой и для дальнейших поисков генеалогической информации. В предыдущей нашей статье мы уже отмечали, в каких архивных источниках можно выявить дополнительные сведения. Для того, чтобы их найти, придется изучать огромное количество дел, хранящихся в архивах не только г.Уфы, но и Москвы, Санкт-Петербурга и соседних республик и областей, потратить на это не один год. Поиски могут быть как успешными, так и безрезультатными.
Но каждая находка радует и окрыляет исследователя, так как она помогает дополнить родословное древо еще на одно или два поколения.

Раис Кутушев

Источник «Ватандаш»

Нравится
3 августа 2015