Есть ли асекеевские башкиры?

старомукмнево тамьянПроцесс становление башкирской республики в составе СССР, имел множество негативных последствий для народа, такие как утрата религии, самобытной культуры, смена алфавита с арабской графики сначала на латиницу затем кириллицу, неправильная национальная и языковая политика, что привело к ассимиляции части башкир как в составе самой республики, так и за ее пределами. Все эти проблемы коснулись и башкир проживающих в Оренбургской области. Как известно на территории Асекеевского и Тоцкого районов, проживали башкиры родов Кыпчак, Тамьян и Сынрян. Начиная с советского периода, большая часть населения утратила свое башкирское самосознание. Но даже если в настоящее время большинство населения называют себя татарами, то их предки от этого татарами не становятся и даже некоторые потомки этих территорий помнят свое башкирское происхождение.

Представляем вашему вниманию еще одно из множеств доказательств о башкирском происхождении деревни Старомукменево или как еще называют Тамьян. Материал взят из книги «Истории башкирских родов Елан. Часть 2″:

Кроме того, нам показались примечательными сохранившиеся предания жителей некоторых сел Ермекеевского района, связанные с причислением себя к башкирам племени Тамъян. Так, по мнению Майсары Габбасовой, их предки были вынуждены покинуть свои земли на р. Кинель по причине того, что не успели вовремя выплатить ясак и были высланы, а здесь в Рятамаке осели: «По словам моей бабушки, наши корни происходят из местности на реке Кинель из д. Тамъян, сейчас это в Асекеевском районе Оренбургской области, от далекого предка Кумыртык. У него родился сын Ишбулды, у него – Ишали, у него – Сафар. В то время собирали ясак, а у моего прадеда Сафара был не выплачен ясак. В день, когда приехали сборщика ясака, они топили баню. Енгяй сказала, что она еще не видела, чтобы из человека из-за этого еще делали шубу, поэтому заплатим завтра. Однако когда пришли платить на утро ясак, уже было принято решение об их выселке с места жительства. И наш прадед Сафар в 1783 году из д. Тамъян на Кинеле в поисках земли был вынужден переселиться в Рятамак. У него было два сына: старший – Каракай, младший – Минлибай. Минлибай – продолжатель рода. Мы происходим от него. У него родились три сына: старший – Исламгул, средний – Ахтам, и младший – Аднагул. Судьба Исламгула и Ахтама не известна, возможно они умерли в младенчестве. Аднагул – продолжатель рода, от него и наша фамилия Аднагуловы. Сейчас в деревне Рятамак много носителей этой фамилии. Прадед Аднагул жил где-то в XIX в., умер в 1885 г. Он был два раза женат. От первой жены два сына родилось – Хамидулла и Калимулла. Вторую жену взял из Оренбургской области, деревни Абдрахман. У нее родился сын Шафигулла, он мой прадед. От Хамидуллы и Калимуллы произошли фамилии Хамидуллины и Калимуллины, это наши родственники… Когда я росла, мой дед уже умер, а про шежере, его значении нам говорила бабушка. Она заставила нас выучить наше шежере. Бабушка Ганиева Минежехан Ахматвалиена из д. Исламбахты прожила очень долго, у нее была очень хорошая память, пользовалась уважением в деревне, не боялась ничего, всегда интересовалась новым. Она говорила, что мы – тамъянские башкиры. В нашей деревне из тамъянского рода много моей родни. Это Аднагуловы, Хамидуллины, Калимуллины, Файзуллины, Мутагировы, Багаутдиновы, Губайдуллины. Есть и другие роды в деревне».Сказанное выше подтверждается и документом от 1783 г.: «Тамъянской волости Сафар сын Ишали с сыновьями купили за одну кобылу землю у башкир вотчинников Кыр-Еланской волости аула Рятамак чтобы вместе владеть землей». Интересным представляется тот факт, что южнее Ермекеевского района РБ находится Асекеевский район Оренбургской области, где на р. Кинель действительно имеется д. Тамъяново, второе название которой Мукминово (ныне Старомукменово) и в которой ревизия населения 1834 г. учла 398 башкир Тамъянской волости. Она расположена в окружении кыпчакских аулов: Старокульшарипово (старое название «Башҡорт»), Новокульшарипово («Яңы Башҡорт»), Тархан, Старое Султангулово (Иҫке Башҡорт) и Новое Султангулово, Асекей. Отметим, что на еланской вотчине поселения с этнонимом «Тамъян» имеются также в современном Шаранском и Чекмагушевском районах РБ.

см. История башкирских родов Елан. Часть 2. сс.118-119.

Нравится
31 мая 2017